Университет Этики Жизни - Кафедра Этики
Кафедры Университета  >  Кафедра Этики  >  Лекции  >  Лекция Т.Н. Микушиной «О Йоге и медитации». Часть 1

Лекция Т.Н. Микушиной «О Йоге и медитации». Часть 1

прочитана на сессии Университета Этики Жизни 27 марта 2015 года. [1]

___________________________________________________________________________________

Содержание

1. Фрагмент семинара «Внутренний Путь». Алтай. Сентябрь, 2006 год.

2. О медитации.

3. Из лекции А. Безант «Введение в Йогу».

1. Фрагмент семинара «Внутренний Путь»
Алтай. Сентябрь, 2006 год [2]

Регулярность медитаций и общения с Высшим Я

Вам не нужно прекращать медитаций. Только регулярность принесёт свои плоды. Если вы хотите достичь успеха в любом деле, например, игре на каком-либо музыкальном инструменте, то вы должны каждый день приобретать и закреплять навыки. Медитация является точно таким же искусством, как игра на скрипке. Достаточно 15 минут, но каждодневных тренировок изо дня в день. Учитывая то, что вам придётся ещё около 20- 30 минут потратить на подготовку себя к медитации, сделать защиту, обратиться к Архангелу Михаилу, то медитация не является легкодоступной практикой. Если ещё принять во внимание, что вы живёте с семьёй и среди соседей, которые предпочитают громко включать радиоприёмник, телевизор или слушать музыку, то практика медитации становится ещё менее достижимой.

Но я думаю, что на самом деле, если ваше устремление велико, то обстоятельства вашей жизни рано или поздно изменятся, и вы получите возможность для ваших медитаций. Потому что, если практика медитации является той практикой, которой вам надлежит заниматься, то условия должны сложиться в меру ваших устремлений. Вы можете писать письма Владыкам в Кармическое Правление, если у вас нет условий для того, чтобы медитировать, и ситуация изменится. Вот эти внешние обстоятельства окружающей вас жизни должны измениться. Вот эта внешняя обстановка – она подстраивается под вас совершенно без вашего даже участия. Все, что вам необходимо – это просто изменять самого себя, изменять свое сознание. Не думать о том, что внешние обстоятельства… Вы можете просить о чём-то, и это всё сложится. Только нужно время примерно полгода или год, чтобы обстоятельства изменились. И нужно просто это перетерпеть, понять, что это ваша карма, которая вам мешает обрести возможность медитировать. Вы должны это просто отработать внутри себя, перетерпеть это состояние, и всё изменится.

И вот эти ваши регулярные занятия вам не обязательно вначале проводить даже каждый день. Вы можете это делать один или два раза в неделю. Я вам рассказывала, по-моему, что я занималась практикой медитации вначале два раза в неделю – по субботам и воскресениям, потому что я работала главным бухгалтером и целый день была занята, то есть с утра до вечера. Я приходила домой в 7, 8 или 9 часов вечера и не имела возможности заниматься медитацией. Но, вот этих регулярных занятий два раза в неделю оказалось достаточно для того, чтобы происходило продвижение.

Еще несколько рекомендаций

Побеспокойтесь о том, чтобы окружающие вас условия соответствовали тому, что вы приступаете к общению с Высшим. То есть вы должны побеспокоится о том, чтобы вся обстановка внутри и вокруг вас, когда вы приступаете к медитациям, была как можно более гармоничной. Если у вас не убрана квартира, если у вас все вещи разбросаны, кругом пыль, не помыт пол, то вы понимаете, что вся эта чисто физическая грязь привлекает сущностей астрального плана. И вибрации самого помещения падают. Особенно, если у вас где-то гниют какие-то овощи с дачи, которые вы собрали, или цветы «зацвели» у вас в вазе, то всё это привлекает сущностей астрального плана, и вибрации вашей квартиры занижаются. Вам просто будет трудно. Поэтому вы должны побеспокоиться чисто о физической чистоте.

Далее. Я у себя дома сделала алтарь, потому что на начальном этапе это очень помогает сосредоточиться. То есть, алтарь как фокус. Там у меня расположены фокусы Владык, схема «Я ЕСМЬ Присутствия», статуэтки, камни, свечи, благовония, книги. Библия у меня там лежит. И вот это место для сосредоточения было у меня изначально. Сейчас мне не важно, на самом деле есть алтарь или нет алтаря, потому я сосредотачиваюсь на своём сердце и иду внутрь себя. Но на первых этапах это, по крайней мере, мне, было важно. Это помогало мне возвысить моё сознание.

Далее. Приступайте к медитации после того как вы примите душ, то есть тем самым вы очищаете водой своё физическое тело от каких-то энергетических воздействий внешних. Что-то налипло на вашей ауре, и вы, когда принимаете душ в ванной, вы смывает с себя этот негатив. И вам тогда легче приступать к медитации.

Также, если вы критичны к внешним звукам, то я использую такие противошумные вкладыши в уши, в аптеке они продаются. Я уши затыкаю, но этого мне мало. Я ещё сверху надеваю противошумные наушники, когда приступаю к медитации. Такое вот у меня средство для медитаций. Поэтому вы тоже можете это использовать.

Мы на прошлом занятии говорили о том, что если вам очень трудно сосредоточиться на своём сердце, на Высшем, то вы должны попытаться все свои каналы восприятия этого мира «забить» чем-то высшим. То есть, вы можете включать музыку, но только не рок-музыку, а классическую музыку (Баха, Рахманинова), которая очень спокойная, такая комфортная музыка. Вы можете зажигать палочки благовоний, какие-то масла использовать ароматические. Самый большой канал восприятия у нас зрительный, вот поэтому нужен алтарь как фокус, чтобы зрительный канал восприятия «забить» чем-то более высоким.

2. О медитации

Итак, медитация. Медитация – это латинское слово. Глагол meditari означает в переводе с латинского «обдумывать, мысленно созерцать, вырабатывать идеи». Я придумала своё определение медитации. Оно звучит так: медитация – это высшая степень концентрации, сосредоточения.

И вот тогда, когда вы начинаете заниматься медитацией, вы должны понимать, чем вам это будет грозить. Что такое медитация? Есть очень много различных определений в интернете, различные учителя учат методикам медитаций. И под словом медитация подразумеваются совершенно, абсолютно разные вещи.

Но если вы занимаетесь истинной медитацией, то вы как бы переключаете всё своё сознание на другой мир.

Мы находимся в физическом мире. И этот физический мир имеет разные вибрации в зависимости от места. Если вы, например, находитесь в Москве, там один уровень вибраций. Если вы, например, приехали из Риги, у вас уже другой уровень вибраций. Если вы живёте где-нибудь в деревне, у вас ещё другой уровень вибраций. Каждое место – оно отличается по своим вибрациям. И когда вы начинаете медитировать, вы как бы изменяете свои вибрации. Наше физическое тело и наши тонкие тела имеют определённый уровень частоты – частоты вибраций. То есть, клетки, они всё время как бы пульсируют, они живые – как сердце бьётся, также клетки бьются. И в зависимости от вашего внутреннего состояния, от места, где вы находитесь, от ваших условий, от вашей пищи, которую вы едите, эти вибрации будут абсолютно разные. Тогда, когда вы начинаете медитировать, вы изменяете свои вибрации. Когда вы изменяете свои вибрации, вы начинаете выпадать из общего вибрационного поля, в котором вы находитесь. Понимаете?

То есть, вы медитируете. Если вы плохо медитируете, неправильно медитируете, иногда медитируете, то это не скажется ни на окружающей обстановке, ни на вас. Если же вы начинаете очень серьёзно медитировать, то есть, медитация – это, как йога, это жизнь. Это совершенно другой образ жизни. Вы или медитируете, или не медитируете. Или вы устремляетесь к Богу, или вы не устремляетесь к Богу. Но если вы не устремляетесь к Богу, вы не можете медитировать. Таким образом, если вы регулярно медитируете в определённом месте, вы изменяете вибрации этого места. Если вы изменяете вибрации этого места, что происходит?

Вот, например, есть у места вот такой уровень вибраций. А вы начинаете медитировать. И вы потихонечку, потихонечку начинаете из этого уровня «выпадать». Вы меняете вибрации пространства. Что начинает происходить? Вас начинают обратно – вот эти внешние силы, которые вокруг – начинают вас обратно пытаться вернуть на этот уровень сознания, средний уровень сознания. Это же логично, это физика. То есть, если мячик, допустим, погрузить в воду, он выпрыгивает. Также и здесь, когда ваши вибрации повышаются, всё вокруг начинает пытаться вас поставить на место. Для того чтобы понять, о чем я говорю, нужно это почувствовать.

3. Из лекции А. Безант «Введение в Йогу»

Обратимся к лекции, которую прочитала Анни Безант в 1912 году. Анни Безант, напомню вам, возглавляла Теософское общество Англии после Елены Петровны Блаватской. И вот она читала лекцию в Лондоне, которая называется «Введение в Йогу»[3]. Она достаточно большая, объёмная, там не одна лекция, там четыре лекции. И в этой лекции она говорит о том, в частности, что есть два Пути. Есть Путь Правритти Марга и Путь Нивритти. Правритти Марга – это Путь Выступления, на котором находится огромное большинство человечества. На этом Пути «желания не только полезны, но и необходимы. И чем больше желаний у человека на этом пути, тем полезнее это для его эволюции. Они представляют собой те мотивы, которые толкают человека к деятельности. Где они отсутствуют, там возникает застой. Человек становится инертным».

Теперь рассмотрим Путь Нивритти. Путь Нивритти – это Путь Возврата. «На Пути Возврата желание прекращается; вместо него возникает самоопределяющаяся воля. Последнее желание человека, вступившего на Путь Возврата, – это работать в согласии с Волей Всевышнего. Он приводит свою волю в гармонию с Верховной Волей, отказывается от всех личных, отдельных желаний… Желание на Пути Выступления становится Волей на Пути Возврата; душа в гармонии с Божественным действует согласно с Законом».

Если мы вспомним Диктовки, которые дают Владыки, там тоже говорится о двух огромных циклах в этой Вселенной. Один цикл – это выдох Брамы, и второй цикл – это вдох Брамы. И вот точно также как этот цикл во всей Вселенной, он имеет также отношение к каждому индивидууму. То есть, каждый человек в своём развитии проходит два больших этапа. Первый этап – это Правритти Марга, и второй этап – Нивритти. То есть сначала он развивается, он идёт вовне, он должен всё попробовать, всё испытать, получить опыт во всех возможных видах деятельности, которые есть, существуют, которые доступны. Он должен всё попробовать, абсолютно всё. И вот наступает этап, когда он уже насытился всем этим, что есть в этом физическом мире, и его душа желает вернуться Домой.

Вернёмся к Владыкам и вспомним самую первую Диктовку, которую дал Господь Санат Кумара 4 марта 2005 года. Я вам зачитаю фрагмент из этой Диктовки:

«Повышается уровень вибраций планеты. Новые энергии приходят на Землю. И большинство человечества ощущает эти энергии в виде невозможности и бессмысленности следовать дальше теми тропами блуждания во тьме, которыми оно следовало долгие и долгие тысячелетия.

Это проявляется как чувство неудовлетворённости, сердечной тоски и ожидания чего-то, что вот-вот должно произойти. Наиболее чуткие люди утратили интерес к своим обычным занятиям. Кажется, что ничего из того, что прежде казалось значимым и составляло смысл жизни, сегодня не имеет ни малейшего значения. Все прежние занятия: пустое времяпрепровождение с друзьями, просмотр бесконечных сериалов, погоня за новыми безделушками, кажется, утратили всякий смысл. Всё это напоминает праздничную мишуру, которая осталась на месте проведения вчерашнего праздника. Сегодня всё это уже лишено смысла».

Владыки дают Послания для тех людей, которые закончили вот этот Путь вовне и находятся на рубеже Пути вовнутрь, Пути Возврата. Именно для этих людей дают Владыки свои Послания.

Вы можете к себе приложить, подходит вам этот Путь или нет. Анни Безант говорит о том, что на Пути Выступления, на котором находится большинство человечества, людьми движут желания, мысль и деятельность. Так вот, когда человек переходит от внешнего Пути к внутреннему Пути, то желание должно преобразоваться в волю. Мысль должна преобразоваться в Разум. То есть человек в своей мыслительной деятельности на уровне плотского ума должен перейти на уровень своего Я Христа, Высшего Разума. И деятельность на физическом плане превращается в самопожертвование. То есть для человека, который возвращается обратно, идёт по Пути Возвращения, если он занимается какой-то деятельностью, то само занятие этой деятельностью для него превращается в самопожертвование. Потому что ему уже не надо строить дома, понимаете, он это строил давно. Если он что-то делает, то он это делает для других. И тогда человек вступает на Путь Возврата.

Давайте вернёмся к лекции Анни Безант «Введение в Йогу». 1912 год – это примерно сто лет назад. Анни Безант в своей лекции приводит пять ступеней развития ума. Мы сейчас посмотрим эти пять ступеней. Эти ступени характерны для этапов развития человека, хотя сравниваются они с возрастом человека.

Первая ступень называется – кшипта. Что такое кшипта? «Ум человека бросается во все стороны. Это состояние бабочки, первоступень человечества, а в отдельном человеке – состояние детства, когда мысль перебегает с предмета на предмет». И это соответствует физическому плану, деятельности на физическом плане. И если вы будете наблюдать за людьми, которые вас окружают, вы увидите этих людей. Это люди, которые живут тем, что они видят, то есть их сознание находится на физическом плане.

Следующая ступень – это мудха. Она соответствует астральному плану. Это юношеский возраст, состояние смятения, влюблённости, потрясение эмоциями, человек начинает жить как бы чувствами. Может всех любить, или всех ненавидеть, или ещё что-то – такое состояние.

Следующая ступень – это викшипта. Викшипта, которая соответствует плотскому уму. Это низший ментальный план. Викшипта – это ступень низшего ментального плана. В этом состоянии человек может быть захвачен какой-то идеей. Он может, например, «захватиться» идеей коммунизма (это же хорошо – коммунизм), или, наоборот, фашизма, или Учением Владык: «О, Учение Владык – гениально!» То есть, он может схватиться за какую-то идею, но потом может также быть, что эта идея им повладела и ушла. И это объясняет, почему многие люди уходят. Почему люди уходят из Учения? Потому что, во-первых, они ещё не прошли весь Путь внешний, чтобы вернуться к внутреннему. Во-вторых, по своему уровню сознания они находятся вот на этих трех ступенях [показывает: кшипта, мудха, викшипта]. Ими эта идея завладела, потом завладела следующая идея. Ах, Крайон! Или ах – там ещё что-то, и опять – пошёл... На этой ступени человек учится распознаванию, различению, отличению добра от зла, иллюзии от реальности. Это очень важная ступень низшего ментального плана.

И вот, когда человек уже овладевает различением, он переходит на следующую ступень, которая называется – экаграта. Итак, экаграта – это высший ментальный план. Ступень соответствует высшему ментальному плану. В терминологии Учения Владык Мудрости – это ступень Я Христа, то есть человек заходит на ступень Я Христа. В этом случае уже «идея подчиняется власти человека, вместо того, чтобы владеть им, тогда человек достигает того сосредоточенного состояния ума, называемого по-санскритски "экаграта", которое является четвёртой ступенью. Только тогда он вполне созрел и готов для истинной жизни; он освободился от тирании мира, его не прельщают его соблазны, он приближается к йоге, его движение вперёд ускоряется. Эта четвёртая ступень соответствует деятельности на высшем ментальном плане». И вот для этих людей Владыки дают своё Учение. Вспомните, мы только что читали диктовку Санат Кумары. То есть вот для этих людей, которые стоят на четвёртой ступени развития своего сознания, Владыки дают Послания. В этом случае человек уже становится носителем идеи, например, носителем Учения. То есть, не идея им владеет, а он владеет идеей. «На этой ступени он избирает одну определённую идею – внутреннюю жизнь… Он поднимается над желанием обладать предметами наслаждения как этого, так и потустороннего мира».

И затем он приближается к пятой ступени, она называется нирудха. Это ступень самоконтроля. Она соответствует буддхическому плану. В нашей терминологии это уровень каузального тела. На этой ступени человек воссоединяет своё сознание с Богом, он поднимается как бы над всеми идеями и сам может избирать идею. Он объединяет своё сознание с Высшим Разумом. И вот на этой ступени он может с успехом осуществлять Йогу. Наконец-то мы дошли до темы нашей лекции.

Вторая часть лекции

Видео с лекции можно посмотреть в разделе "Фильмы".




[1]  Текст набран с видео-записи и сохраняет все особенности устной речи.

[2]  Этот раздел набран с уникальной, чудом сохранившейся видео-записи 2006 года.

[3]  Анни Безант «Введение в йогу». Далее в этой главе приводятся цитаты из этой книги.