Университет Этики Жизни - Кафедра Этики
Кафедры Университета  >  Кафедра Этики  >  Лекции

Этика

___________________________________________________________________________________


Единство нравственных заветов
в учениях и религиях мира


В разные исторические времена, когда было необходимо поднять сознание народов на новый уровень, Великие Учителя приходили на Землю как основатели разных Учений, из которых в дальнейшем создавались религии.

Они оставляли людям Божественные Заповеди, основы тех справедливых духовно-нравственных Законов, на которых держится порядок во всём мироздании. Эти Законы регулируют всю проявленную Жизнь, без них на Земле царил бы хаос.

Все заповеди духовных Учителей были направлены на то, чтобы помочь людям победить низшее в них и дать возможность проявиться высшему. Это лежит в основе всех религий. Истина – одна, Законы Мироздания – едины, и все религии – пути к Единому Богу.

Однако человеческое сознание в силу своего несовершенства искажает смысл принесённых на Землю знаний.

Возлюбленный Иисус, 25 июня 2008 года:

«Каждый раз приходит новый человек и даёт одно и то же древнее Учение, понятное людям своего времени. И это Учение поначалу содержит совершенные Божественные вибрации и привлекает всех своей новизной. Но потом, когда носитель Учения уходит, те, кто принял это Учение, начинают трактовать его каждый на свой манер. Потому что пресекается поток Божественной возможности, и нет на Земле человека, являющегося проводником Божественной энергии.

Каждый раз даётся одно и то же Учение, и суть этого Учения проста и ясна даже младенцу. Но то, что понятно младенцу, ускользает от плотского ума и не поддаётся никакому логическому анализу. Поэтому для вас очень важным будет, если вы сможете каждый найти источник Учения внутри себя. Все истинные религии имеют в своей основе учение о Боге, который живёт в сердце каждого человека».[1]

Попробуем найти общее в нравственных заветах, оставленных нам Учителями разных религий и учений.

1. Золотое правило нравственности

И первое, что присутствует в каждой религии, выраженное в той или иной форме, – Золотое правило нравственности. Это фундаментальное правило нравственности, отражающее нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры и наиболее ярко вопло­щает происшедший в то время гуманистический переворот. Своё название золотого оно получило в XVIII веке в западноевропей­ской духовной традиции.

Это правило появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных культурах: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов – что говорит о единстве источника.

В разных формулировках оно встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.

Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.

В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также это правило неоднократно повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.

В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов этических размышлений.

2. Единство нравственных Заветов

Законы Ману.
Книга «Законы Ману» считается самой древней из известных на Земле книгой, содержащей нравственные предписания. Е.П. Блаватская в «Разоблачённой Изиде» называет её книгой доведийского периода и сообщает, что она была сильно сокращена теми, кто передавал её последующим поколениям, а до нас дошли лишь её фрагменты. Нам же интересен тот факт, что книга существовала уже около 4,5 тысячелетий назад и содержала нравственные заветы. «Смирение, воздаяние добром за зло (выделено Е.П.Б.), умеренность, честность, чис­тота, обуздание чувств, знание Шастр (священных книг), знание верхов­ной души, правдивость и воздержание от гнева – таковы десять добро­детелей, из которых состоит долг... Те, кто усвоят эти десять заповедей долга, и, усвоив их, будут их соблюдать в жизни, достигнут высочайше­го состояния» (Законы Ману. Кн. VI, шл. 92)»1. [2]

Законы Моисея.
Нравственные законы, которые принёс людям еврейский пророк Моисей, изложены в Ветхом Завете, в двух книгах Пятикнижия Моисеева «Исход» и «Второзаконие». По преданию[3], Моисей, духовный вождь евреев, получил на горе Синай каменные скрижали с десятью Божьими Заповедями. Эти Заповеди чтят не только евреи, но и христиане всего мира. Приведём их в некотором сокращении.«1. Да не будет у тебя других богов (кроме Господа). 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни всякого скота его» (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21).

Этические принципы Джины Махавиры.
Джина Махавира (599 до н. э. – 527 до н. э.) – проповедник, современник Гаутамы Будды, основатель джайнизма – древнеиндийской религии. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения и вечного блаженства. Существует пять основных этических принципов – обетов, которые должны выполнять последователи этого учения:
1. Не причинять вреда живому (ненасилие).
2. Быть искренним и благочестивым (правдивость).
3. Не красть.
4. Не прелюбодействовать.
5. Не стяжать (не проявлять корыстолюбия).
Принцип «ненасилия» является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие шире. Оно означает не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других людей.

Заповеди Гаутамы Будды.
Будда Шакьямуни, или Гаутама Будда (563 до н. э. – 483 до н. э.)[4] – духовный учитель, легендарный основатель буддизма. «Пратимокша Сутра» и другие религиозные трактаты буддистов содержат десять следующих заповедей, оставленных Буддой:
«1. Ты не должен убивать никакого живого существа.
2. Ты не должен красть.
3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия.
4. Ты не должен лгать.
5. Ты не должен предавать секреты других.
6. Ты не должен желать смерти своих врагов.
7. Ты не должен желать богатства других.
8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов.
9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым).
10. Ты не должен принимать золото или серебро»[5]

Заповеди великого Учителя Иисуса Христа.
Основные Заповеди Иисуса Христа известны всем. Наибольшая Заповедь – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая – возлюбить ближнего как самого себя. Эти Заповеди Христос дал как дополнение к Заповедям Моисея.
В книге «Разоблаченная Изида» одновременно с Законами Ману Е.П. Блаватская приводит и наглядно показывает тождество Заповедей Будды и Христа:
«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает один человек Иисуса. – «Соблюди заповеди». – «Какие?» – «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй», – гласил ответ [Матфей, XIX, 16-18].
«Что должен я делать, чтобы получить обладание Бодхи? (знание вечной истины), – спрашивает ученик своего буддистского учителя. – Каков путь, чтобы стать упасака [учеником мудреца]?» – «Соблюдай эти заповеди». – «Каковы они?» – «Ты должен всю жизнь воздерживаться от убийства, воровства, прелюбодеяния и лжи», – отвечает учитель (Питтакатьяян, кн. III, палийская версия).
Идентичные предписания, не правда ли? Божественные Предписания; живя по ним, человечество очистилось и возвысилось бы»[6], – заключает Е.П. Блаватская. Как видим, основные, чистые пути всех религий не имеют различий – только их формы отличаются друг от друга. Следовательно, те, кому важна форма, будут враждовать между собой, а те, кто постиг основы – объединятся на них.

Господь Майтрейя, 5 июля 2006 года:

«Вдумайтесь в то, что все основатели всех религий мира давали одну и ту же Истину в разное время, на раз­ных языках. И если вы считаете себя образованными, ин­теллектуальными представителями человечества, на­правьте свои усилия на то, чтобы найти то общее, что ле­жит в основе всех религий. Не обращайте внимания на то, что является отличным. Сосредоточьте внимание на общих принципах и подходах, и вы увидите единство всех религий и всех нравственных учений, полученных когда-либо че­ловечеством из чистых источников.

И то объединение всех религий, и создание новой ре­лигии, объемлющей все мировые религии, состоится тогда, когда вы станете способны в своём сознании уважать и принимать точку зрения другого, а не настаивать слепо на своей точке зрения и отстаивать её даже с оружием в ру­ках. Всё это должно остаться в прошлом. Всей и всяческой вражде не место в Новом Мире. И вражда уйдёт из вашего мира вместе с изменением и ростом вашего сознания».

Выводы:
1. Таким образом, когда мы беспристрастно изучаем основы религий и учений, которые были даны в разное время (их разделяют не только столетия, но даже тысячелетия), то убеждаемся в единстве заповеданных основ. Вывод однозначен: у всех религий единый Источник! Ведь заповеди настолько сходны по своей сути, как будто их давал один и тот же человек, точнее, Высокий Дух.
2. Великие мудрецы не только проповедовали великие истины, они осуществляли их на опыте собственной жизни.
3. Каждой эпохе нужна обновлённая передача древних знаний через нового Учителя. Для современного периода – это Учение Владык Мудрости, переданное через Татьяну Николаевну Микушину.

В Послании[7] от 8 января 2008 года даются Заповеди для современного человечества.

Предлагаем вашему вниманию аудиозапись Послания:

Я ЕСТЬ ТО ЧТО Я ЕСТЬ 8 января 2008 года

Заповеди

Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ, 8 января 2008 года:

Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ, Я ЕСМЬ Сущий, который говорил из горящего, но не сгорающего куста для Моисея[8].

Я ЕСМЬ сейчас говорю для вас, кто воплощен на Земле.

Я ЕСМЬ пришедший для того, чтобы дать вам Завет, и для того, чтобы обновить Завет, данный во времена Моисея.

Вы знаете, что всегда были люди, которые придерживались истинной Веры, и через этих людей говорил сам Бог. Бог говорит тогда, когда есть необходимость скорректировать эволюцию. Тогда, когда неразумные дети не внемлют указам свыше.

Вот и сейчас Я пришел, чтобы дать вам понимание того, что вы не можете дольше злоупотреблять вашим Божественным огнем, пламенем, энергией, которая находится в ваших сердцах.

Доколе можно ждать?

Нет, Я говорю вам, время ожидания закончилось, и сейчас вы все должны пересмотреть свои взгляды на вашу жизнь и определить в вашей жизни главное, ради чего вы существуете.

Перестаньте отвлекаться на мишуру дня. Я пришел, чтобы говорить с вами серьезно.

Я ЕСМЬ огонь поядающий[9], и Я говорю вам, что каждое ваше действие отныне, совершенное вами не по Закону Божьему, вернется вам обратно десятикратно умноженное.

Таким образом, ваша карма за все совершенные вами неправедные поступки с сегодняшнего дня будет увеличена десятикратно.

Я напомню вам, как вам следует себя вести.

На первом месте в вашей жизни должен быть Бог и соблюдение Его Закона.

У вас не должно быть в жизни никаких других кумиров, кому вы поклонялись бы больше, чем Богу.

Вы не должны поступать с другими так, как не хотите, чтобы они поступали с вами.

Вы не должны совершать никаких поступков, которые идут вразрез с Божественным Законом, существующим в этой Вселенной.

И первая, главнейшая заповедь – это Любовь к вашим ближним, и не только к близким вам людям, но и Любовь ко всему Творению, ко всему, что создано Богом: к камню, растению, всякому зверю и животному. Вы не должны причинять вреда природе. Вы не должны причинять вреда Земле.

Вы должны Любить все Творение.

И наиболее всего вы должны хранить в своих сердцах нравственный Закон: не допускать прелюбодеяния, не желать добра вашего ближнего[10], не лгать, не завидовать, быть искренними и правдивыми.

Такие грехи, как убийство человека или животного, Я запрещаю вам делать всегда. Нельзя убивать живое ни под каким предлогом.

Помните о карме, которая с этого дня, после этого моего предупреждения, возрастет десятикратно.

Однако и ваша благая карма, ваши благие дела будут приумножены десятикратно.

Я пришел, чтобы напомнить вам о Завете, данном мною Моисею и всем пророкам прошлого.

Я сейчас говорю вам Свое Слово для того, чтобы вы могли лучше понять то, что писалось и переписывалось в Писании и искажалось переписчиками.

Сейчас – новое время, и ваши обязательства перед Богом и перед всем Творением возрастают многократно.

Не забывайте того, что сказано Мной. Храните текст этого Послания на видном месте и перечитывайте его.

Вы должны на память знать Заповеди Мои.

Нельзя более заниматься не богоугодными делами. Наступил предел терпению Моему.

Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ. ОМ.

 

Цикл лекций по теме «Этика»
подготовила Е. Ю. Ильина



Видео с докладом "Единство нравственных заветов в учениях и религиях мира" можно посмотреть в разделе "Фильмы"




[1] Здесь и далее фрагменты из Посланий Владык Мудрости цитируются по кн: Слово Мудрости. Послания Владык. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011.

[2] Приводится по кн.: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 2. Блаватская ссылается на перевод «Законов Ману» Уильямом Джонсом, сделанном в конце XVIII в.

[3] Описанные в Библии события Исхода евреев из Египта на самом деле основаны на гораздо более древних событиях. «Со времени тех событий, которые описаны в Библии как Исход евреев из Египта, прошли многие сотни тысячелетий. И на самом деле я воплощался на Земле с миссией вывести Пятую Коренную арийскую Расу с материка Атлантиды на материк Евразия, тогда недавно сформированный. Гораздо позже эти события были преобразованы и трансформированы в легендах и сказаниях разных народов и дошли до современных читателей в том виде, как они изложены в Библии. Но эти события гораздо более древние» (Моисей, 1 апреля 2005 года).

[4] Историки приводят разные даты рождения Будды Шакьямуни, однако все сходятся в том, что основатель буддизма жил в 6 в. до н.э.

[5] Приводится по кн.: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 2.

[6] Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 2.

[7] В кн.: Слово мудрости. Послания Владык. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011. – Т. 2. – С. 637-639.

[8] Исх. 3:1- 4

[9] «Бог наш есть огнь поядающий». Послание к Евреям 13:29.

[10] Имеется в виду: не желать ничего из того, что принадлежит другому человеку, включая все, чем он владеет по праву собственности: его личные вещи, имущество, а также какие-либо достоинства человека, например, удачливость в делах и прочее.