Университет Этики Жизни - Кафедра Закона Кармы
Кафедры Университета  >  Кафедра Закона Кармы  >  Лекции

Закон Кармы


___________________________________________________________________________________



Часть 1.
Карма-йога как путь освобождения от кармы
(продолжение)


В настоящее время распространено мнение, что понятие «карма» пришло и всегда существовало только на Востоке. Так, помимо Вед, в которых впервые описывается действие Закона Кармы, описание этого Закона широко присутствует в Буддизме.

Будда учил: если мы хотим узнать наше прошлое, мы просто должны посмотреть на то, кем являемся сейчас, и чтобы увидеть, чем мы станем в будущем, нам нужно просто посмотреть на наши сегодняшние действия. То есть то, как мы живём в настоящей жизни, каким человеком мы являемся, все обстоятельства данной жизни определяются тем, каким человеком мы были в прошлой жизни, какие поступки совершали. А наша настоящая жизнь закладывает такую же основу наших будущих жизней (1).

Будда учил: если мы хотим узнать наше прошлое, мы просто должны посмотреть на то, кем являемся сейчас, и чтобы увидеть, чем мы станем в будущем, нам нужно просто посмотреть на наши сегодняшние действия. То есть то, как мы живём в настоящей жизни, каким человеком мы являемся, все обстоятельства данной жизни определяются тем, каким человеком мы были в прошлой жизни, какие поступки совершали. А наша настоящая жизнь закладывает такую же основу наших будущих жизней (1).

Наиболее известной является Сутра Будды о карме, где описываются разные грехи, совершаемые людьми в жизни, и к каким последствием они приведут в следующей жизни.

«Подношение еды голодным – станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни.

Быть скупым и жадным по отношению к тем, кто нуждается – станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни.

Убийство живых существ – станет причиной обладания короткой жизни в вашей следующей жизни.

Искажение правды – станет причиной слепоты в вашей следующей жизни» (2).

Понятие о карме также присутствует в учении джайнизма:

«…когда я страдаю, печалюсь, раскаиваюсь в чём-то, слабею, нахожусь в беде или испытываю боль, то я причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина» (3).

Описание этого универсального Закона находило отражение в трудах многих философов, писателей и даже в религиозных системах Запада. И, несмотря на то, что сам термин «карма» в них не употреблялся, описание Закона причины и следствий, или Закона воздаяния, присутствует у многих религиозных деятелей и философов Запада.

Античный философ и учёный Пифагор (около 590 – 500 до н.э.) учил, что душа воплощается в материальную форму, чтобы иметь возможность приобрести новый опыт и очиститься от ошибок предыдущих жизней. Согласно пифагорейской философии, человеческая душа освобождается от цикла повторного рождения, достигнув богоподобной природы (4).

Другой древнегреческого философ Сократ (469 – 399 до н.э.) пишет, что Космос служит местом обитания богов. Сюда-то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истинного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучиться до тех пор, пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу, и украшение души подлинными добродетелями и плодами познания – истиной, справедливостью, свободой, мужеством, воздержанностью и другими (5).

Будучи рождённым на Ближнем Востоке, христианство осталось фундаментом только западной цивилизации. Долгое время считалось, что в христианстве полностью отсутствует знание о Законе кармы. И только последнее время стали появляться данные о том, что этот основополагающий Закон также был одним из основных положений Учения Христа, но был позже изъят из христианства и забыт.

Возлюбленный Иисус в своём Послании от 27 июня 2013 года так говорит об этом:

«Потребовалось 2000 лет, чтобы люди на Земле, называющие себя христианами, хотя бы в какой-то своей, пусть ещё небольшой, части начали воспринимать моё Учение о реинкарнации и моё Учение о Законе Кармы.

Если вы перечитаете даже те тексты Евангелия, которые дошли до вас, непредвзято, то вы обнаружите, что тут и там разбросаны намёки об этих кардинальных Учениях. И это понятно каждому, кто читает текст не сквозь призму внешнего сознания, а всем своим сердцем.

Многие вещи, когда они теряются или им не придаётся достаточного значения, способны привести к неверному трактованию самого Учения, его сути.

И слова о тленном и нетленном человеке становятся непонятны, если вы не знаете о Законе Кармы и Законе реинкарнации. Также эти слова непонятны, если вы рассматриваете человека как плоть и кровь, но не берёте во внимание его душу и Дух Божий, который присутствует в каждом человеке» (6).

В Евангелии Закон Кармы очень ясно выражен в высказывании христианского Посвящённого, одного из Апостолов Христа – святого Павла: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает, ибо, что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Зная Закон Кармы, Христос учил ответственности за свои Мысли, слова и поступки. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). «…пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником своим скорее, пока ты ещё на пути с ним» (Мф. 5:24, 25). «…и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19) (7).

В Новом Завете говорится о милосердном отношении к ближним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).
О добродетельном и заботливом отношении между людьми сказано так. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-45). Христос также явно говорит о Законе воздаяния в следующем высказывании: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2) (7).

«Если нет видимых свидетелей, есть свидетель невидимый – Закон Кармы. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2). Зная о силе мысли, Христос предупреждал современников поступать и мыслить справедливо. «Иисус же, видя помышление их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф.9:4). «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12) (7).

Отражение Закона Кармы в русской литературе

На первый взгляд, кажется, что в произведениях мировой литературы, особенно русской литературы, почти нет произведений, которые были бы посвящены или в которых упоминался бы Закон Кармы. Но если не привязываться к терминологии, а обратиться к сути этого Закона, то можно увидеть, что данный Закон нашёл отражение во многих произведениях, в частности Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Так, в самом названии произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отражён Закон Кармы как Закон причинно-следственной связи, или Закон воздаяния.

Главный герой романа Родион Раскольников в начале произведения мучается вопросом «тварь ли я дрожащая или право имею?». Он думает о великих личностях, таких как Наполеон, которым всё дозволено и которые «не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Он спрашивает себя, может ли он преступить Закон, убить человека, другими словами, нарушить одну из Главных Заповедей «не убий», то есть нарушить Божественный Закон. Именно этот вопрос побуждает его совершить преступление. И после страшных душевных мучений, в конце романа он принимает решение пойти и сдаться в полицию. То есть, пройдя через муки, его душа принимает Божественный Закон, который был отвергнут ею в начале. Раскольников понимает, что совершил страшное преступление и сам инициирует действие этого Закона, он идёт и сдаётся в полицию, чтобы отбыть наказание. В самом конце произведения мы видим его на каторге с Евангелием в руках. Раскаявшись, он обретает надежду на спасение.

Тема нарушения божественного Закона, возмездия, покаяния и раскаяния является ключевой в творчестве Достоевского. Она также затрагивается в другом его произведении «Братья Карамазовы». «Умный, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом – всё дозволено или не всё? Если есть бессмертие, то не всё, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире, как ему заблагорассудится, – такова альтернатива» (8).

Другой великий русский писатель Л.Н. Толстой увлекался восточными системами мировоззрения. Малоизвестно, что Лев Николаевич был основоположником нового религиозно-нравственного учения, объединившего религиозные взгляды Востока и Запада.

Е.Д. Мелешко, исследовательница наследия Л.Н. Толстого, знакомит нас с его христианской этикой: «Толстой пишет о высших духовных началах – Боге и Душе и их проявлении в жизни через Любовь. Однако само проявление любви наталкивается на препятствия, коренящиеся в природном бытии человека, порождающем грехи, соблазны и суеверия, являющиеся как бы оборотной стороной любви, замкнутой в кругу личного блага. Стремление к личному благу выступает, прежде всего, как желание обладания вещами, является тем корнем насилия, которое провоцируется вещным, природным бытием, ибо человек вынужден постоянно удовлетворять свою страсть обладания, чтобы подкреплять этим иллюзию достижения личного блага. Насилие выступает как реальное желание обладания, уни-версальное по своей сути, и определяется Толстым как безусловное зло именно в силу универсальности желания обладания и владения в вещном мире.

В понимании Толстого совесть – это "голос души", "голос того единого духовного существа, которое живёт во всех людях". Толстой пытается определить совесть как высшую ступень сознания связи человека со всеобщим духовным началом. Совесть и есть сознание всеобщего духовного начала, Бога.

Толстой создаёт своеобразное учение о "мировой душе", в основе которого лежит положение о том, что "все живые существа своими телами отделены друг от друга, но то, что даёт им жизнь – одно и то же во всех".

Сознание человеческого единства и братства неизбежно перерастает в сознание единства всего живого. Истоки такого сознания, согласно Толстому, коренятся в сердце. "Мы сердцем чувствуем, – подчёркивает Толстой, – что то, чем мы живём, присутствует не только в человеке, но и во всех живых существах". Это чувство особенно остро проявляется в тот момент, когда мы пытаемся отнять у какого-либо существа жизнь. "Не убий" относится не к человеку только, но и ко всему живому. Заповедь эта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях".

"Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но и во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти. Всё живое хочет того же, что и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе" (9).

Малоизвестным фактом является то, что Л.Н. Толстой сделал перевод буддистской притчи «Карма» В этой притче он писал: «“Карма” есть буддийское верование, состоящее в том, что не только склад характера каждого человека, но и вся судьба в этой жизни есть последствие его поступков в предшествующей жизни и что добро или зло нашей будущей жизни точно так же будет зависеть от тех наших усилий избежать зла и совершения добра, которые мы сделали в этой».

Посылая рукопись издателю, Л.Н. Толстой поясняет в сопроводительном письме: «Посылаю вам переведённую мною из американского журнала “Open Court” буддийскую сказочку под заглавием “Карма”. Сказочка эта очень понравилась мне и своей наивностью, и своей глубиной. Особенно хорошо в ней разъяснение той, часто с разных сторон в последнее время затемняемой истины, что избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием, что нет и не может быть такого приспособления, посредством которого, помимо своего личного усилия, достигалось бы своё или общее благо. Разъяснение это в особенности хорошо тем, что тут же показывается и то, что благо отдельного человека только тогда истинное благо, когда оно благо общее. Как только разбойник, вылезавший из ада, пожелал блага себе, одному, так его благо перестало быть благом, и он оборвался.

Сказочка эта как бы с новой стороны освещает две основные, открытые христианством, истины: о том, что жизнь только в отречении от личности – кто погубит душу, тот обретёт её, – и что благо людей только в их единении с богом и через бога между собою: “Как ты во мне и я в тебе, так и они да будут в нас едино...” Иоан. XVII, 21» (10).

* * *

Закон Кармы (Закон воздаяния) является одним из основополагающих Законов нашей Вселенной. Отражение сути этого вселенского Закона мы видим во многих религиях и культурах, как на Востоке, так и на Западе. Однако большинство человечества Земли не знает об этом Законе. Поистине вопрос распространения Знания об этом Законе является насущно необходимым для дальнейшей успешной эволюции человечества.

Лекцию подготовила Жанна Новичева



Список литературы

1. Запорожский буддистский центр [Электронный ресурс] / Закон кармы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://buddhism.zp.ua/articles/zakon-karmy.htm, свободный. – Загл. с экрана.

2. Spiritual [Электронный ресурс] / Сутра о Законе Кармы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.spiritual.ru/lib/su_karma.html, свободный. – Загл. с экрана.

3. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] /Карма. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/?q=print/34982, свободный. – Загл. с экрана.

4. Книги [Электронный ресурс] /Метемпсихоз и греческая философия. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bookz2all.narod.ru/index/0-138, свободный. – Загл. с экрана.

5. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] / Сократ. Добродетель – это знание. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://sbiblio.com/biblio/archive/nersesyanc_sokrat/socrat4.aspx, свободный. – Загл. с экрана.

6. Слово Мудрости-18. Послания Владык через Т.Н. Микушину. – Омск: Издательский Дом "Сириус", 2013. – 72с., цв. ил.

7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 1995. – 1372 с.

8. Брифли [Электронный ресурс] / Братья Карамазовы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://briefly.ru/dostoevsky/bratja_karamazovy/, свободный. – Загл. с экрана.

9. lib.ru [Электронный ресурс] / Е.Д. Мелешко. Христианская этика Л.Н. Толстого. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1490.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

10. lib.ru [Электронный ресурс] / Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Рассказ Карма. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1310.shtml, свободный. – Загл. с экрана.