Закон Кармы
___________________________________________________________________________________
Часть 1.
Вступление.
Всё чаще и чаще в нашей речи, в книгах, в СМИ встречается слово «карма». В большинстве случаев оно употребляется как синоним рока, судьбы и ассоциируется с религией буддизма, откуда, как считается, этот термин к нам пришёл. Если с нами случается что-то плохое, мы говорим: «Плохая карма». Реже понятие кармы ассоциируется с Законом Мироздания.
Какое же истинное значение имеет это понятие?
О значимости этого Закона очень ясно сказано в Послании Возлюбленного Сурии от 15 июня 2011 года: «Этот Закон поистине является главным и основополагающим Законом этой Вселенной» (1).
Нам очень сложно с человеческой точки зрения понять значимость этого Закона, точно так же, как нам тяжело охватить своим сознанием масштаб и безграничность Вселенной.
Согласно последним данным учёных, в нашей Вселенной существует более 50 000 млрд. галактик. В каждой галактике находится примерно 100 млрд. звёзд. Как считают учёные, каждая звезда во Вселенной имеет минимум 2 планеты, вращающиеся вокруг неё (2). И во всех этих миллиардах миров, существующих в нашей Вселенной, главным и основополагающим Законом, по которому они живут, является Закон Кармы. И поистине, большой бедой человечества является то, что в большинстве своём оно не знает об этом ключевом Законе, по которому живёт вся Вселенная. Наверное, как муравей, не осознаёт, что он живёт в мире и является его частью, точно также и мы, являясь частью большой Вселенной, не подозреваем о тех Законах, по которым она и мы вместе с ней живём, но от этого мы не перестаем быть её частичкой.
Во многих своих Посланиях Владыки говорили о важности и первостепенности Закона Кармы. Наиболее ярко о значимости этого Закона для дальнейшей эволюции человечества сказано в посланиях Возлюбленного Сурии и Возлюбленного Иисуса.
Возлюбленный Сурия, 23 Июня 2005 года:
«Если бы знание Закона Кармы, или Закона воздаяния, нашло широкое распространение среди людей Земли и особенно среди молодёжи,
то удалось бы предотвратить многие поступки людей, которые они совершают из-за своего невежества.
Знание Закона Кармы является первым шагом, который необходим любому индивидууму, чтобы не грешить и действовать в своей жизни, руководствуясь Божественными принципами.
Поэтому основной задачей каждого из вас в ближайшее время будет задача ознакомления как можно большего количества людей с Законом Кармы, или воздаяния.
И самым лучшим будет ваш личный пример, который вы покажете вашему ребёнку, вашей семье, вашим коллегам по работе» (3).
Возлюбленный Иисус, 27 июня 2013 года:
«Поколения людей, которые отходят в своём сознании от Бога и не стремятся познать вечный Закон мироздания, порождают последствия для своих потомков, ведущие к полной деградации и безнравственности. И нарушение всех моральных норм уже воспринимается как норма.
Если в сознании поколений людей стирается знание о Законе Кармы, то каждое следующее поколение всё более и более скатывается к безбожию и нарушению нравственного закона. Потому что люди перестают чувствовать связь между теми бедами, которые на них сваливаются, и их собственными поступками, которые приводят к этим бедам.
Институт церкви, призванный удерживать людей в рамках Божественного Закона, утрачивает своё значение, по мере того как люди теряют веру и отходят от нравственных идеалов» (4).
То есть, по сути, знание о Законе Кармы является в настоящий момент критически важным не только для каждого из нас по-отдельности,
но для продолжения эволюции человечества в целом. Непонимание действия этого Закона как раз привело к тому плачевному состоянию,
отсутствию идеалов, безнравственности и бездуховности, в котором находится человечество сейчас.
Трактовка понятия «карма».
Карма-йога как путь освобождения от кармы.
Обратимся к словарям.
Википедия сообщает: «Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma – «причина-следствие, воздаяние»,
а также «дело, действие, труд») –
одно из центральных понятий в индийских религиях и философии,
вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или
греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе
причинно-следственного ряда, называемого сансарой[1], и применяется в основном для понимания связей,
выходящих за пределы одного существования. <…>
Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и,
таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит Действие
закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека» (5).
Несколько иное определение Кармы даётся в Теософском словаре Е.П. Блаватской:
«Карма (санскр.). Физически – действие; метафизически – Закон Воздаяния – Закон причины и следствия или Нравственная Причинность…. ни наказывает, ни награждает, она есть просто один Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определённые результаты по линиям их соответствующих причинностей. Когда Буддизм учит, что «есть то духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении», или перевоплощении, то это просто означает, что после каждой Личности не остается ничего, кроме ею порождённых причин; причин, которые суть непогибающие, т.е. которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не заменены своими законными следствиями и, так сказать, не смыты ими, и такие причины – если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями – последуют за перевоплощённым Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами» (6).
Карма имеет значение «действия» или «деятельности», по другому этот Закон трактуется как Закон причины и результата от деятельности и её последствий. Важно отметить, что Карма – это не судьба или рок. Существует Закон свободной воли, и каждый человек сам творит свою судьбу, действуя в соответствии со своей свободной волей. Согласно Ведам, если мы сеем добро – мы пожнём добро; если мы сеем зло – мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этом, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Считается, что воздействие кармы можно преодолеть с помощью деятельности, которая не привязана к плодам от этой деятельности. (5)
Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам[2], по которым все живые существа несут ответственность за свою карму – свои действия и их последствия – и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти, т.е. сансары.
Если мы хотим добиться каких-то личных целей, то мы подвергаемся воздействию Кармы и связываем себя ею. Упанишады считают, что мы можем освободиться от кармы только путём социального служения, выполняя бескорыстные действия. В книге «Индийская философия» поясняется: «Пока вы живёте таким образом [действуя бескорыстно – сост.], нет способа, которым карма могла бы связать вас». То, что привязывает нас к цепи рождения и смерти, – это не действие, как таковое, а именно эгоистическое действие. В век, когда индивид был всегда готов бремя ответственности за свое поведение сложить на провидение, на звезды или на какие-нибудь другие существа, доктрина кармы утверждает, что человек «связывает самого себя самим собой, как птица связывает себя гнездом». Над нами довлеет не темная судьба, а наше собственное прошлое. Мы не жертвы преследующего нас рока. Страдание – это расплата за грехи» (7).
Одно из первых драматических описаний Закона Кармы можно найти в «Бхагавадгите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса Арджуна, готовясь к битве, осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве (5).
Кришна также даёт Арджуне учение о Карма-йоге, или правильном действии, которое освобождает от кармы.
«Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.
Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.
Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.
Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то дурное, обладает совершенным знанием.
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей.
О Aрджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой».
Далее Кришна говорит очень важные слова о том, что истинная деятельность свободная от Кармы может осуществляться только тогда, когда она является жертвой или посвящением Богу. Кришна говорит о первоначальном смысле жертвоприношений Богам, который в последствии был утерян. Поистине, самой большой нашей жертвой, пока мы находимся в этом плотном физическом мире, может быть жертва, когда мы все свои дела, и даже мысли и чувства посвящаем Богу и делаем для Бога, то есть полностью посвящаем свою жизнь Богу.
«Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства».
Кришна также описывает истинного карма-йога, который в своей деятельности достиг просветления.
«Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного знания.
Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук.
Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.
Подобно тому, как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.
Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ – пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.
Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня» (8).
Е. П. Блаватская в работе «Карма, или Закон причин и последствий» тоже описывает карма-йогу как путь освобождения от кармы.
«Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце: таким образом осуществляется двойное условие праведной жизни – деятельность и отсутствие желаний, которое казалось несовместимым.
Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего, приведёт нас постепенно к отождествлению нашего "я" со всеми, и – к освобождению.
Путь очищения от эгоизма носит по-санскритски название "Карма-Йога", от Карма – деятельность и Йога – единение. Он ведёт одинаково к очищению сердца, идёт ли человек по "стезе Мудрости", или по "стезе Религиозного Чувства", и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его Карма. Такое спокойное и безропотное выполнение своего долга, выраженное в бескорыстной деятельности, есть единственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера» (9).
Также Е.П. Блаватская говорит о том, что процесс сотворения кармы и освобождения от неё – это неминуемые и закономерные этапы эволюции души человека. В последующих главах мы увидим, что это очень созвучно пониманию, которое даётся Вознесёнными Владыками в Посланиях, переданных через Т.Н. Микушину, где карма описывается как «учитель» для развития нашей души.
Е.П. Блаватская пишет: «На заре своего земного существования человек жадно захватывает для себя всё, что может захватить, всё,
чего желает его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уроки человека. Он вступил на "Путь Выступления",
как называют древние индусские учения начало эволюционного пути человека. На этом начальном пути человек отождествляет себя
со своей внешней формой, со своим телом, и это нужно потому, что грубые, резкие прикосновения извне необходимы для того,
чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, разжечь искру сознания в яркое пламя. Чтобы отчётливо почувствовать
своё "я", чтобы отделить его как центр самосознания от остальной Вселенной, для этого и нужны те телесные границы,
замыкающие в себе частицу общей жизни, которую мы ощущаем как свою личность. Это ограничение жизни, это вытеснение
её в узкие грани нашей личности и есть эгоизм. На "Пути Выступления" эгоизм необходим: он родит желание,
желание вызывает деятельность, а посредством деятельности человек растёт. Вначале человек желает только для себя,
позднее эгоизм его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семью, затем своё племя, народ, государство. И в этих расширенных пределах человек
всё ещё стремится брать для себя, для своей семьи,
для своего народа как можно больше от природы и от остальных людей, и это длится до тех пор, пока его душа не
насытится и больше брать уже не захочет. "Путь Выступления" этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад,
и человек вступает на "Путь возврата", на котором кончается его желание брать и возникает столь же повелительная потребность
отдать всё, вернуть обратно всё, что он брал у мира, у природы и у людей. Без такого возврата не может быть восстановлено
нарушенное равновесие, не может осуществиться справедливость, на которой держатся все миры.
На "Пути Выступления" человек создаёт свою Карму. Он жадно добивается тех или других вещей, он делает усилия, напрягает свою волю, движется вперёд, толкаемый желанием, но как только он овладевает предметом своего желания, желание сменяется равнодушием и разочарованием, добытое перестаёт удовлетворять, и он так же жадно начинает добиваться новых вещей» (9).
Лекцию подготовила Жанна Новичева
Список литературы
1. Слово Мудрости-14. Послания Владык через Т.Н. Микушину. – Омск: Издательский Дом "Сириус", 2011. – 80 с., цв. ил.
2. Наша-вселенная.рф [Электронный ресурс] /Количество галактик во вселенной. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vsellennaya.ru/uncategorized/kolichestvo-galaktik-vo-vselennoy.html/, свободный. – Загл. с экрана.
3. Слово Мудрости-1. Послания Владык через Т.Н. Микушину. – Омск: Издательский Дом "Сириус", 2014. – 540 с., цв. ил.
4. Слово Мудрости-18. Послания Владык через Т.Н. Микушину. – Омск: Издательский Дом "Сириус", 2013. – 72 с., цв. ил.
5. Википедия [Электронный ресурс] /Карма. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0, свободный. – Загл. с экрана.
6. Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс] / Теософский словарь Е.П. Блаватской. Карма. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://enc-dic.com/theosophy/Karma-1350/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Духовные и священные писания [Электронный ресурс] / Сарвепалли Радхакришнан. Индийская Философия. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://scriptures.ru/indiyskaya_filosofiya_1_04_18.htm, свободный. – Загл. с экрана.
8. Электронная библиотека ModernLib.ru [Электронный ресурс] / Бхагават-гита как она есть. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/, свободный. – Загл. с экрана.
9. Шамбала [Электронный ресурс] / Е.П. Блаватская. Карма или Закон причин и последствий. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.myshambhala.com/books/blavatsky/Blavatskaya_Karma.htm, свободный. – Загл. с экрана.
[1] Сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии (Википедия).
[2] Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма (Википедия).